В9.
Сложное предложение
БСП ССП СПП
связь по смыслу, средства связи: союзы и союзные слова.
выраженная 1) равноправны по смыслу, 1) не равноправны ( главное – придаточное),
интонационно 2) связаны сочинительным союзом: 2) связаны подчинительными союзами:
А,НО,ДА,И,ОДНАКО ЖЕ, ГДЕ, ЧТО, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ,
ЗАТО,ИЛИ ЧТОБЫ, КОТОРЫЙ и др.
Примеры схем:
[ … ], [ … ] – бессоюзное сложное предложение, например:Наступила весна,| стало тепло.
[ …] : [ … ] - бессоюзное сложное предложение, например: Жутко выйти на дорогу:| непонятная тревога под луной царит (А.Блок)
[ … ] – [… ] – бессоюзное сложное предложение, например: Тьма свету не любит -| злой доброго не терпит(Пословица)
[ … ], и [… ] - сложносочинённое предложение, например: Выпал снег, | и наступили морозы
[ … ], (когда…) – сложноподчинённое предложение, например: Грустно видеть,когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты...(М.Лермонтов)
(что),…[… …] - сложноподчинённое предложение, например: Что волки жадны,всякий знает. (И.Крылов)
[.....,(где...),...]- сложноподчинённое предложение, например: Маленький дом, где я живу,заслуживает опасения.(К.Паустовский)
Внимание!!! Двусоставные предложения – это предложения с двумя главными членами: подлежащим и сказуемым.
Односоставные предложения – это предложения с одним главным членом.
сложные предложения с двумя видами связи:
Это сложные предложения, состоящие более чем из двух простых и имеющие соответственно более двух грамматических основ.
1) бессоюзной и союзной подчинительной,
2) бессоюзной и союзной сочинительной,
3) союзной сочинительной и подчинительной.
В предложениях с несколькими придаточными подчинение может быть различным:
1) однородным: [ … ], (союз что… ), и (союз что … ). Пример: И грустно мне,что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы, что поздний час, что гаснут друг за другом торжественные звездные миры. (К.Ваншенкин)
2) последовательным: […], (чтобы…), как…), например: Я хочу,чтобы слышала ты,как тоскует мой голос живой (А.Сурков)
3) параллельным: […], (какие...), (как...). Пример: Учитель объяснил, | какие экзамены будут обязательны,| как будут проходить испытания.